Главная » Статьи » Разное |
В Москве когда-то существовал крупный автозавод, который одним из первых начал выпуск легковых автомобилей в СССР, раньше, чем ГАЗ. Его имя всем известно – АЗЛК. Увы, у этого автопроизводителя судьба сложилась печально, в начале нового века он закрылся. Сегодня на территории предприятия царит разруха, а "Москвичи" постепенно исчезают с улиц городов. Не будем сейчас рассуждать о том, кто виноват, что нужно было сделать, чтобы не развалить завод, просто расскажем вам о машинах, которые мало кто видел и мало кто знает. Это редкие серийные модели "Москвичей", а также прототипы автомобилей, которые так и не пошли в производство. Экспонаты, которые вы увидите в нашем видеоролике, раньше хранились в заводском музее АЗЛК рядом со зданием заводоуправления, который за свою необычную круглую форму получил прозвище "летающая тарелка". Когда завод приостановил свою деятельность, будущее экспозиции оказалось под вопросом. Лишь спустя восемь лет машины обрели новое пристанище - в "Музее Ретро-автомобилей", что находится в Москве на Рогожском валу. Теперь их может увидеть каждый из вас. Концепт-кар "Москвич 2143 Яуза" Коллекцию открывают два автомобиля модели Ford A 1932 года. Именно эта модель была выбрана советским правительством для массового производства на строящемся в то время автомобильном заводе ГАЗ. В это же самое время в Москве в ноябре 1930 года состоялся запуск главного конвейера Московского автосборочного завода (так в то время назывался будущий АЗЛК). Мало кто знает, что в самом начале своего существования завод собирал поставляемые американской фирмой "Форд", автомобили модели "Форд-А" (легковые) и "Форд-АА" (грузовые). С момента пуска в январе 1932 года Нижегородского (Горьковского) автомобильного завода, московское предприятие постепенно прекратило выпуск автомобилей из импортных автокомплектов (собрав из них в общей сложности 3761 автомобиль модели Форд-А и 11675 - модели Форд-АА). Вот так тесно переплелись судьбы ГАЗа и АЗЛК. В конце 1930-х заводу было поручено наладить разработку и производство малолитражных автомобилей. Прототипом для будущей модели был выбран Ford Perfect английского производства, основные конструктивные решения которого были признаны наиболее зарекомендовавшими себя в отечественных условиях. В техническом плане английский прародитель во многом напоминал Ford A, что также повлияло на выбор.
Это была не единственная разработка завода в области полноприводных автомобилей. В начале 1960-х были построены внедорожники "Москвич-415" и "Москвич-416", внешний вид которых отдаленно напоминал изделия американской марки Jeep. То есть, говоря по-русски, это были двухдверные "джипы", первый из которых был с тентованным кузовом, а второй – с цельнометаллическим. В салоне было установлено два сиденья спереди, а позади них - откидные двухместные лавки вдоль бортов. Под капотом был установлен двигатель от 407-го "Москвича" мощностью 45 л.с., работавший на 76-ом бензине, четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая "раздатка". По своей массе и габаритам московский вездеход был схож с будущим ВАЗ-2121 "Нива". Увы, из-за отсутствия свободных мощностей завод не смог начать выпуск столь необходимой для сельских жителей машины. В начале 1970-х на АЗЛК (в 1968 году приказом Минавтопрома в честь с 50-летия ВЛКСМ завод был переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола) пытались реанимировать проект полноприводного автомобиля. Внедорожник получил более мощный 75-сильный мотор М-412, новую отделку интерьера из травмобезопасных элементов. Кстати, с 1967 года "Москвич" стал первым в СССР автозаводом, который начал системную работу по повышению пассивной безопасности и уже тогда проводил краш-тесты. Планировалось выпускать "Москвич-2148" с мягким верхом и "Москвич-2150" с жесткой металлической крышей. Опять же, дальше опытных экземпляров дело не пошло. Согласно справочнику "Отечественные легковые автомобили" С.В. Канунникова, всего было выпущено два предсерийных прототипа. "Нива", получившая оглушительный успех во всем мире, пошла в производство четыре года спустя – в 1977 году...
В конце 1974 года началась работа над новым семейством перспективных "Москвичей" – так называемой С-серией. Первенцем стала фастбэк С-1 ("Мередиан-1700 TS") - этот тип кузова напоминает более привычные нам хэтчбеки, однако, крышка багажника доходила лишь до заднего стекла. По задумке руководителей проекта, такое решение не пропускало холод в пассажирский отсек зимой. Модель имела эффектный для своего времени дизайн, который был разработан главным дизайнером АЗЛК Игорем Зайцевым. Макет был готов 22 февраля 1975 года, в конце декабря был построен опытный экземпляр. Полностью независимая подвеска всех колес, 85-сильный 1,7-литровый двигатель, 5-ступенчатая коробка передач, блок-фары, современный салон с удобными анатомическими сиденьями – это был настоящий прорыв в отечественном автомобилестроении. На сравнительных испытаниях этой модели, проходивших на территории СССР среди западных аналогов были замечены BMW 520 (E12) и даже Porsche 911. Для дизайнеров АЗЛК это было время относительной творческой свободы. Серия прототипов закончилась на автомобиле С-3 – он получил боковые окошки в районе задних стоек и привычную багажную дверь как у хэтчбека. Дизайн был уже не столь вычурный, во внешнем облике поубавилось динамики. Создатели предполагали разработку на его основе целого семейства машин с разными типами кузова. Казалось бы, еще чуть-чуть и модель пойдет в серию. Однако, "сверху" дали указание – разработать переднеприводный автомобиль, за основу взять франко-американскую модель Simca 1308, ставшую "Автомобилем года" (1976) в Европе. Так появился многострадальный "Москвич-2141" – последняя массовая модель, с которой завод прожил до конца своих дней.
На экспериментальном "Москвиче" должны были присутствовать передовые системы активной и пассивной безопасности: подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, ABS и даже сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло. Таким образом, в условиях недостаточной видимости, водитель заранее знал о возможных препятствиях на дороге. Отдельного упоминания заслуживает бортовая система самодиагностики – в отличие от современных систем, где просто загорается лампа неисправности, например, "check engine", вынуждающая по любому поводу обращаться на сервис (и соответственно тратить деньги), "москвичевская" система сразу выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения. Это был совершенно иной подход не только к созданию автомобиля, но и к потребителю, которого "не держали за дурака". Очень жаль, что все эти разработки канули в Лету, и теперь нас пытаются пересадить на необоснованно дорогих, бесперспективных, "забугорных" автомутантов под громкими названиями "Гранта", "Ларгус" (они же "Логан"), "Приора" (она же перелицованная ВАЗ 2110, и весьма похожая на Опель Вектра), "Калина" (Опель Корса ранних выпусков). Жаль, что наш автопром так и продлжает все заимствовать и не имеет своего слова в автомобилестроении. | |
Категория: Разное | Добавил: Profi (17.05.2013) | |
Просмотров: 7393 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||